«»
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения стоимости однократной, трехразовой и годовой виз, в том случае если по сложившимся обстоятельствам командировки не состоялись, и сообщает следующее.
1. Согласно пп. 12 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее Кодекс) в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, учитываются расходы на командировки, в частности на оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов.
Учитывая требование п. 1 ст. 252 Кодекса об обоснованности и документальном подтверждении затрат, признаваемых в целях налогообложения прибыли, затраты, относимые к расходам на командировки, должны быть связаны с состоявшейся командировкой сотрудника, носящей производственный характер.
Таким образом, расходы на оформление и выдачу однократной, трехразовой и годовой виз, в том случае если по сложившимся обстоятельствам командировки не состоялись, по нашему мнению, не могут быть учтены в составе расходов в целях налогообложения прибыли.
2. В соответствии с п. 1 ст. 236 Кодекса объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков лиц, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Согласно п. 1 ст. 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 Кодекса.
В соответствии с п. 3 ст. 217 и пп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переездом на работу в другую местность или возмещением командировочных расходов).
При оплате работодателем налогоплательщику (налогоплательщиком) расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы, в частности, сборы за выдачу (получение) виз.
Таким образом, стоимость виз, предназначенных для выезда в зарубежные страны с целью служебных командировок, оплаченных организацией сотрудникам, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом.
Отмена командировок, по нашему мнению, не изменяет квалификацию данного вида выплат физическим лицам, которые, как указано в предыдущем абзаце, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом.
Одновременно сообщаем, что вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний относятся к компетенции Фонда социального страхования РФ.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И. Иванеев