Письмо ФНС от 06.04.2011 № КЕ-4-3/5392@ о налоге на доходы физических лиц

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 6 апреля 2011 г. N КЕ-4-3/5392@

 

 

О НАЛОГЕ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

 

 

 

 

Федеральная налоговая служба направляет для сведения «ответы» на вопросы налогоплательщиков по налогу на доходы физических лиц.

 

 

Действительный
государственный советник РФ
3 класса
Е. В. КОЗЛОВА

 

 

Приложение
к письму ФНС России
от 06.04.2011 N КЕ-4-3/5392@

 

 

 

 

ОТВЕТЫ
НА ВОПРОСЫ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

 

 

 

 

Вопрос. Облагаются ли налогом на доходы физических лиц суммы индексации денежного содержания муниципального служащего, выплаченные по решению мирового судьи (Ленинградская область).

 

 

Ответ. В соответствии со «статьями 208» и «209 главы 23» «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс) вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в РФ для целей данной главы отнесены к доходам от источников в РФ и являются объектом налогообложения как для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, так и для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

Согласно пункту 1 статьи 1 Областного закона о правовом регулировании муниципальной службы в Ленинградской области от 11.03.2008 N 14-ОЗ муниципальный служащий — гражданин, исполняющий в порядке, установленном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и областными законами, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

В соответствии с решением мирового судьи судебного участка от 07.08.2006 Администрацией муниципального образования «Город Ивангород Кингисепского муниципального района» Ленинградской области за счет средств бюджета данного муниципального образования перечислены денежные средства в сумме 221088 руб. 52 коп. (в том числе сумма индексации — 37343 руб. 68 коп.) в погашение не выплаченного денежного содержания муниципальному служащему, который в период с 18.07.2002 по 31.12.2005 работал в должности ведущего специалиста в указанной Администрации.

Поскольку сумма индексации денежного содержания муниципального служащего является составной частью денежного содержания, она подлежит обложению налогом на доходы физических лиц на общих основаниях.

 

Вопрос. Необходимо ли облагать налогом на доходы физических лиц пособия, выплачиваемые сотрудникам милиции на содержание детей, посещающих государственные и муниципальные детские дошкольные учреждения.

Ответ. Доходы, не подлежащие налогообложению налогом на доходы физических лиц, перечислены в «статье 217» Кодекса.

В соответствии с «пунктом 42 статьи 217» Кодекса не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц средства, получаемые родителями, законными представителями детей, посещающих образовательные организации, в виде компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

В частности, согласно указанному «пункту» не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц суммы компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, выплата которых предусмотрена «пунктом 1 статьи 52.2» Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании».

«Пунктом 1» Приказа МВД России от 06.11.2007 N 974 «О пособии сотрудникам милиции на содержание детей, посещающих государственные и муниципальные детские дошкольные учреждения» установлено, что сотрудникам милиции на содержание детей (лиц, находящихся на иждивении), посещающих государственные и муниципальные детские дошкольные учреждения, производится выплата пособия в размере разницы между платой, взимаемой с родителей за содержание детей в государственных и муниципальных детских дошкольных учреждениях, и установленной «пунктом 1 статьи 52.2» Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» компенсацией части родительской платы.

Указанная выплата не включена в перечень доходов, освобождаемых от налогообложения в соответствии со «статьей 217» Кодекса.

Таким образом, пособие сотрудникам милиции на содержание детей (лиц, находящихся на иждивении), посещающих государственные и муниципальные детские дошкольные учреждения, подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном «порядке».

 

Вопрос. Подлежат ли налогообложению суммы неустойки, выплаченной по решению суда страховщиком потерпевшему за ненадлежащее исполнение обязанности в соответствии с Федеральным «законом» от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Ответ. Согласно «пункту 2 статьи 13» названного Федерального закона страховщик рассматривает заявление потерпевшего о страховой выплате и предусмотренные правилами обязательного страхования приложенные к нему документы в течение 30 дней со дня получения. В течение указанного срока страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или направить ему мотивированный отказ в такой выплате.

При неисполнении указанной обязанности страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пени) в размере одной семьдесят пятой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день, когда страховщик должен был исполнить эту обязанность, от установленной «статьей 7» Федерального закона страховой суммы по виду возмещения вреда каждому потерпевшему.

«Статьей 330» Гражданского кодекса РФ установлено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.

«Пунктом 1 статьи 210» Кодекса предусмотрено, что при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со «статьей 212» Кодекса.

При этом в соответствии со «статьей 41» Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами ««Налог» на доходы физических лиц», ««Налог» на прибыль организаций» Кодекса.

Неустойка за ненадлежащее исполнение страховщиком установленной Федеральным «законом» обязанности по выплате страхового возмещения потерпевшему отвечает всем вышеперечисленным признакам экономической выгоды и, следовательно, является доходом потерпевшего — физического лица.

Перечень доходов, не подлежащих налогообложению налогом на доходы физических лиц, установленный «статьей 217» Кодекса, является исчерпывающим. При этом доход в виде неустойки в этом перечне не поименован.

Таким образом, сумма неустойки, выплаченная страховщиком потерпевшему за ненадлежащее исполнение установленной «пунктом 2 статьи 13» Федерального закона обязанности, является доходом потерпевшего и подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном «порядке».

Учитывая изложенное и в соответствии с требованиями «статьи 228» Кодекса (если не был удержан налог страховщиком с суммы выплаченной по решению суда неустойки) налогоплательщику (физическому лицу) следует самостоятельно исчислить сумму налога, подлежащую уплате, и представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц «(форма 3-НДФЛ)» за налоговый период, в котором получен доход в виде неустойки.

 

Вопрос. Облагаются ли налогом на доходы физических лиц выплаты единовременного пособия лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, уволенным со службы по возрасту, болезни, сокращению штатов или ограниченному состоянию здоровья.

Ответ. Согласно «статье 64» Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 N 4202-1 (далее — Положение о службе в органах внутренних дел), увольняемым со службы с правом на пенсию производятся единовременные выплаты, а при увольнении без права на пенсию — выплаты в «размерах», определяемых Правительством РФ.

В соответствии с «пунктом 17» Постановления Совета Министров — Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в РФ» (в редакции Постановления Правительства РФ от 18.05.2010 N 417) (далее — Постановление от 22.09.1993 N 941) лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел при увольнении со службы по возрасту, болезни, сокращению штатов или ограниченному состоянию здоровья выплачивается единовременное пособие, размер которого зависит от выслуги лет.

При этом лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, награжденным в период прохождения службы государственным орденом (орденами) или удостоенным почетных званий Союза ССР или РФ, размер единовременного пособия, выплачиваемого при увольнении со службы, увеличивается на два месячных оклада денежного содержания.

Доходы, не подлежащие налогообложению налогом на доходы физических лиц, перечислены в «статье 217» Кодекса.

На основании «пункта 3 статьи 217» Кодекса не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с увольнением работником, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.

Согласно положениям «статьи 64» Положения о службе в органах внутренних дел время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел засчитывается в их общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности.

В этой связи, выполнение служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел, состоящих в должностях рядового и начальствующего состава, приравнивается к выполнению трудовых обязанностей.

Таким образом, выплата единовременного пособия лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, уволенным со службы по возрасту, болезни, сокращению штатов или ограниченному состоянию здоровья, может быть отнесена к компенсационным выплатам, освобождаемым от обложения налогом на доходы физических лиц, в размерах, установленных «статьей 178» Трудового кодекса РФ.

 

Вопрос. Следует ли облагать налогом на доходы физических лиц суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой нуждающимся студентам из средств стипендиального фонда.

Ответ. «Пунктом 3 статьи 16» Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и «пунктами 32», «33» Типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.06.2001 N 487, установлено, что на оказание помощи нуждающимся студентам, обучающимся по очной форме обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, выделяются дополнительные средства в размере 25 процентов стипендиального фонда, предусматриваемого в установленном порядке в федеральном бюджете.

Решение об оказании единовременной материальной помощи принимается руководителем образовательного учреждения или научной организации на основании личного заявления студента, аспиранта, докторанта.

Согласно «пункту 1 статьи 210» Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со «статьей 212» Кодекса.

Доходы, не подлежащие налогообложению налогом на доходы физических лиц, поименованы в «статье 217» Кодекса.

«Пункт 1 статьи 217» Кодекса устанавливает, что не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц (освобождаются от налогообложения) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам.

Согласно «письму» Минфина России от 04.06.2009 N 03-04-07-01/190 в соответствии с «пунктом 1 статьи 217» Кодекса освобождаются от налогообложения не любые государственные пособия и выплаты, поскольку прямо перечислены виды пособий как исключаемые из освобождаемых, так и освобождаемые от налогообложения. При этом и те, и другие поименованные пособия имеют характер возмещения утраты гражданами источника доходов (временная нетрудоспособность, безработица, беременность и рождение ребенка).

«Абзацем 5 пункта 8 статьи 217» Кодекса предусмотрено освобождение от налогообложения налогом на доходы физических сумм единовременных выплат (в том числе материальной помощи), осуществляемых налогоплательщикам из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан в виде сумм адресной социальной помощи, оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных фондов в соответствии с программами, утверждаемыми ежегодно соответствующими органами государственной власти.

Данный «пункт» распространяется на категории лиц, которые включены в целевую программу, утвержденную соответствующим органом государственной власти.

Таким образом, единовременная материальная помощь, выплачиваемая из средств стипендиального фонда нуждающимся студентам, обучающимся по очной форме обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, не подпадает под действие положений «статьи 217» Кодекса и подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном «порядке».

 

Вопрос. Подлежат ли налогообложению доходы физических лиц, полученные за счет средств грантов, предоставленных организациями-работодателями?

Ответ. В соответствии с «пунктом 6 статьи 217» Кодекса освобождаются от налогообложения суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в РФ международными, иностранными и (или) российскими организациями по «перечню» таких организаций, утверждаемому Правительством РФ.

Российский фонд фундаментальных исследований (далее — РФФИ) включен в «Перечень» российских организаций, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 N 602 «Об утверждении перечня российских организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в РФ, не подлежат налогообложению».

Из представленных материалов следует, что финансовая поддержка осуществляется РФФИ на основании Соглашения между РФФИ и организацией, обслуживающей проект в соответствии с Правилами организации и проведения работ по проектам, поддержанным РФФИ, утвержденными решением совета РФФИ от 12.03.2008 (далее — Правила).

Пунктом 2.1.3 Правил определено, что средства для выполнения поддержанного РФФИ проекта выделяются РФФИ в виде гранта и предоставляются исключительно в распоряжение руководителя конкурсного проекта под его личную ответственность и должны расходоваться строго на цели, предусмотренные проектом.

При этом руководитель проекта имеет право расходовать средства гранта в соответствии с утвержденной РФФИ сметой расходов и с нормативными документами РФФИ.

Согласно пункту 2.5.2 Правил обеспечение выполнения проекта в соответствии с заявленными программой и сроками является обязанностью руководителя проекта.

В соответствии с пунктом 2.7 Правил организация соблюдает порядок финансово-хозяйственного и технического обслуживания выполнения конкурсных проектов.

Средства, поступающие на лицевой внебюджетный счет бюджетной организации от РФФИ, могут использоваться организацией на цели компенсации организационно-технических расходов по обслуживанию проектов в размере не более 15 процентов из каждой поступающей суммы по согласованию с руководителями проектов.

Из вышеизложенного следует, что получателями грантов являются физические лица в лице руководителя конкурсного проекта и исполнителей проекта.

Следовательно, средства, выплачиваемые из сумм грантов по распоряжению руководителей проекта научным работникам, принимающим участие в проектах РФФИ, освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц в соответствии с «пунктом 6 статьи 217» Кодекса.

Возврат налогоплательщику суммы излишне удержанного налога на доходы физических лиц производится исходя из положений «статей 78» и «231» Кодекса.

В данном случае суммы налога, излишне удержанные налоговым агентом, в соответствии со «статьей 231» Кодекса могут быть возвращены налоговым агентом налогоплательщику на основании его заявления.

 

Вопрос. Подлежат ли налогообложению субсидии, предоставляемые гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, на возмещение затрат на производство реализуемой продукции животноводства (Краснодарский край)?

Ответ. В целях реализации Закона Краснодарского края от 07.06.2004 N 721-КЗ «О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств на территории Краснодарского края» утверждено Постановление главы администрации Краснодарского края от 01.02.2007 N 49 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство на территории Краснодарского края» (далее — Постановление).

В соответствии с подпунктом 2.1.5 пункта 2 Постановления гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, предоставляется за счет краевого бюджета субсидия на возмещение части затрат на производство реализуемой получателями продукции животноводства: на мясо крупного рогатого скота, свиней, молоко, овечью шерсть, реализованные юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы, а также предпринимателям без образования юридического лица, зарегистрированным на территории Краснодарского края.

Согласно «пункту 1 статьи 210» Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со «статьей 212» Кодекса.

Перечень доходов, не подлежащих налогообложению налогом на доходы физических лиц, установлен «статьей 217» Кодекса.

«Пунктом 3 статьи 217» Кодекса установлен исчерпывающий перечень случаев, когда компенсационные выплаты, установленные законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц.

В указанных перечнях не поименована субсидия на возмещение части затрат на производство реализуемой получателями продукции животноводства.

Вместе с тем «пунктом 13 статьи 217» Кодекса установлено, что не подлежат налогообложению доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории РФ, скота, кроликов, нутрий, птицы, диких животных и птиц (как в живом виде, так и продуктов их убоя в сыром или переработанном виде), продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде.

Субсидия, предоставляемая указанным лицам за счет средств краевого бюджета на возмещение затрат на производство реализуемой продукции животноводства, не может рассматриваться в качестве дохода от продажи этой продукции, освобожденного от налогообложения на основании «пункта 13 статьи 217» Кодекса.

В связи с изложенным субсидия, предоставляемая гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, за счет средств краевого бюджета на возмещение затрат на производство реализуемой продукции животноводства подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном «порядке».

 

Вопрос. Подлежит ли налогообложению доход, полученный в 2010 году физическим лицом от продажи земельного участка, который находился в его собственности с 1993 года?

Ответ. Согласно «пункту 1 статьи 131» Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с «пунктом 9 статьи 3» Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие право на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального «закона» от 21.06.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно представленным документам свидетельство о праве собственности на земельный участок было выдано физическому лицу 06.09.1993 на основании решения местной администрации пос. Клязьма (Московская область) от 24.05.1993.

Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае доход, полученный физическим лицом от продажи принадлежавшего ему с 1993 года земельного участка, не подлежит налогообложению по основаниям, предусмотренным «пунктом 17.1 статьи 217» Кодекса.

 

Вопрос. Имеет ли право пенсионер на получение имущественных налоговых вычетов при получении дохода от продажи собственного жилья и последующего приобретения за счет такого дохода другого жилья?

Ответ. В соответствии со «статьей 209» Кодекса объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками, являющимися налоговыми резидентами РФ, от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ.

«Пунктом 3 статьи 210» Кодекса установлено, что для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13 процентов, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных «статьями 218» — «221» Кодекса.

При определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на основании «подпункта 2 пункта 1 статьи 220» Кодекса на получение имущественного налогового вычета, в частности, в сумме, израсходованной им на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, в размере фактически произведенных расходов, но не более 2 млн. рублей.

Следовательно, доход налогоплательщика уменьшается на сумму имущественного налогового вычета, израсходованного им на строительство либо приобретение жилого дома, квартиры или доли (долей) в них.

Поэтому воспользоваться имущественным налоговым вычетом при приобретении дома, квартиры или доли (долей) в них могут налогоплательщики, получающие доходы в налоговом периоде, подлежащие налогообложению.

Лица, достигшие пенсионного возраста и получающие доходы в виде пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в соответствии с «пунктом 2 статьи 217» Кодекса освобождаются от налогообложения.

Поскольку с доходов физических лиц в виде государственных пенсий сумма налога в соответствующий бюджет не удерживается и не перечисляется, пенсионеры при приобретении квартиры не могут воспользоваться правом на получение имущественного налогового вычета.

Вместе с тем, если пенсионер получил или получает (кроме пенсии) доходы, облагаемые налогом по ставке 13 процентов, он может воспользоваться правом на получение имущественного налогового вычета в пределах сумм налогов, перечисленных с таких доходов в бюджет, и с момента, когда право на получение указанного вычета возникло.

В случае если физическое лицо — пенсионер продает квартиру со сроком владения менее трех лет и приобретает квартиру в собственность в одном и том же налоговом периоде, то налоговый орган на основании налоговой декларации и заявления такого лица вправе произвести зачет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, в пределах причитающейся такому лицу суммы имущественного налогового вычета.

При продаже квартиры, находившейся в собственности физического лица (в том числе пенсионера) менее трех лет, налогоплательщик при определении размера налоговой базы имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, полученной им в налоговом периоде, но не превышающей в целом 1 млн. рублей.

Таким образом, налогоплательщик вправе уменьшить доход от продажи квартиры на 1 млн. рублей или на сумму расходов, связанных с получением такого дохода.

При этом полученные с 1 января 2009 года физическими лицами доходы от продажи квартир, находившихся в их собственности три года и более, не подлежат налогообложению («пункт 17.1 статьи 217» Кодекса). В связи с этим такие физические лица не обязаны представлять налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц.

 

Вопрос. При предоставлении налогоплательщику социального налогового вычета по расходам на благотворительные цели, какими документами могут быть подтверждены его расходы по перечислению (уплате) сумм пожертвований религиозным организациям?

Ответ. «Подпунктом 1 пункта 1 статьи 219» Кодекса установлено, что при определении размера налоговой базы в соответствии с «пунктом 3 статьи 210» Кодекса налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме пожертвований, перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности, — в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде.

В «статье 219» Кодекса не установлен перечень документов, необходимых для подтверждения права налогоплательщика на получение социального налогового вычета в сумме пожертвований, перечисленных (уплаченных) налогоплательщиком религиозным организациям.

Таким образом, это могут быть различные документы, свидетельствующие о том, что перечисленные суммы являются пожертвованиями религиозной организации, направленные на осуществление уставной деятельности организации.

Перечисление денежных средств может производиться в безналичном порядке на основании письменного заявления налогоплательщика, представляемого в организацию, выплачивающую этому налогоплательщику доход. В этом случае документами, подтверждающими произведенные налогоплательщиком расходы, являются справка организации о произведенных по его заявлению перечислениях и платежное поручение на перечисление указанных в справке сумм с отметкой банка об исполнении.

Если денежные средства перечислены непосредственно налогоплательщиком с его банковского счета, то произведенные им расходы подтверждаются банковской выпиской.

В случае внесения налогоплательщиком денежных средств наличными в кассу организации подтверждающим документом является квитанция к приходному кассовому ордеру.

В назначении платежа должно быть указано, что данные средства направлены на осуществление уставной деятельности.

Социальные налоговые вычеты предоставляются в отношении доходов того налогового периода, в котором налогоплательщиком фактически произведены расходы на перечисленные в «статье 219» Кодекса цели.

Если в одном налоговом периоде (в течение календарного года) социальные налоговые вычеты не могут быть использованы полностью, то на следующие налоговые периоды остаток вычетов не переносится.

 

Вопрос. Учитываются ли при предоставлении налогоплательщику имущественного налогового вычета, предусмотренного «подпунктом 2 пункта 1 статьи 220» Кодекса, расходы на приобретение санитарно-технического оборудования (ванны, сантехники, газовой плиты, счетчиков воды и электроэнергии)?

Ответ. Положениями «подпункта 2 пункта 1 статьи 220» Кодекса предусмотрено, что в фактические расходы на новое строительство либо приобретение жилого дома или доли (долей) в нем могут, в частности, включаться:

  • расходы на разработку проектно-сметной документации;
  • расходы на приобретение строительных и отделочных материалов;
  • расходы на приобретение жилого дома, в том числе не оконченного строительством;
  • расходы, связанные с работами или услугами по строительству (достройке дома, не оконченного строительством) и отделке;
  • расходы на подключение к сетям электро-, водо-, газоснабжения и канализации или создание автономных источников электро-, водо-, газоснабжения и канализации;
  • расходы на приобретение отделочных материалов;
  • расходы на работы, связанные с отделкой квартиры, комнаты, доли (долей) в них, а также расходы на разработку проектно-сметной документации на проведение отделочных работ.

Принятие к вычету расходов на достройку и отделку приобретенного дома или отделку приобретенной квартиры, комнаты возможно в том случае, если в договоре, на основании которого осуществлено такое приобретение, указано приобретение незавершенных строительством жилого дома, квартиры, комнаты (прав на квартиру, комнату) без отделки или доли (долей) в них.

Расходы на приобретение санитарно-технического оборудования, а именно: ванны, сантехники, газовой плиты, счетчиков воды и электроэнергии в вышеуказанный перечень расходов не включены.

 

Вопрос. Подлежит ли налогообложению доход, полученный физическим лицом от продажи доли в уставном капитале организации, и необходимо ли ему в таком случае представлять в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц?

Ответ. В «пункте 17.1 статьи 217» Кодекса предусмотрено освобождение от налога доходов физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, полученных за соответствующий налоговый период от продажи имущества: жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более. Сама по себе доля в уставном капитале организации является имущественным правом, а не имуществом и положения «пункта 17.1 статьи 217» Кодекса не распространяются на налогообложение дохода, полученного от продажи такой доли.

В соответствии с «абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 220» Кодекса при продаже доли (ее части) в уставном капитале организации налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.

Следовательно, при реализации доли в уставном капитале организации, независимо от срока обладания правом, налогоплательщик (физическое лицо) вправе уменьшить сумму полученного дохода на сумму документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением указанной доли, а также на сумму документально подтвержденных расходов по дополнительно вносимым в уставный капитал взносам (вкладам) при условии регистрации увеличения уставного капитала в установленном действующим законодательством «порядке».

Федеральным «законом» от 26.11.2008 N 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ» в «подпункт 2 пункта 1 статьи 228» Кодекса были внесены изменения, устанавливающие обязанность физических лиц, получающих доходы от продажи имущественных прав, по самостоятельному исчислению и уплате налога на доходы физических лиц и представлению налоговой декларации по данному налогу.

Указанный Федеральный «закон» вступил в силу с 1 января 2009 года.

Таким образом, обязанность налогоплательщиков по самостоятельному исчислению и уплате налога на доходы физических лиц по доходам от продажи доли (долей) в уставном капитале организации, а также представлению налоговой декларации по данному налогу возникла с 1 января 2009 года.

 

Вопрос. Входит в обязанность налоговых органов рассмотрение обращений физических лиц, в которых содержится просьба сообщить им об уплате налогов и страховых взносов другими физическими лицами?

Ответ. «Подпунктом 1 пункта 1 статьи 21» Кодекса определено, что налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения. Этому праву корреспондирует обязанность налоговых органов по бесплатному предоставлению такой информации налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам, предусмотренная «подпунктом 4 пункта 1 статьи 32» Кодекса.

Механизм реализации права налогоплательщика на получение указанной информации определен Административным регламентом Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 18.01.2008 N 9н (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 14.04.2008 N 115).

Таким образом, указанная государственная функция по бесплатному информированию исполняется налоговыми органами только в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, а также их представителей, полномочия которых определены в соответствии с «Кодексом».

В обязанности налоговых органов не входит рассмотрение обращений физических лиц, в которых содержится просьба о представлении им информации об уплате налогов и сборов другими физическими лицами.

Вопросы уплаты страховых взносов находятся в компетенции органов Минздравсоцразвития России.