Письмо Департамента Минфина от 17 апреля 2006 г. N 03-03-04/1/343

ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ МИНФИНА РФ

ПИСЬМО 

17 апреля 2006 г. N 03-03-04/1/343



«»

ООО в соответствии с Учетной политикой предприятия в 4 квартале 2005 года решило создать Резерв по сомнительным долгам (с 2002 года резерв сомнительных долгов не создавался), но в связи со спецификой оказываемых услуг, возникли проблемы с толкованием п. 1 ст. 266 НК.

Наша компания является агентской на морском транспорте и, заключая агентские договоры с морскими компаниями на обслуживание морских судов Принципала (портовые, причальные, маячные, швартовые и др. сборы и услуги) от своего имени, берет на себя обязательство по оплате этих услуг с последующей передачей прав и обязанностей Принципалу (п. 4. ст. 1005. гл. 52 ГК РФ). То есть, наша компания оплачивает расходы морским службам за стоянку морского судна в порту, а затем, собрав все счета-фактуры по произведенным судном затратам, плюс агентское вознаграждение, формирует сводный документ (Дисбурсментский счет, унифицированная проформа утверждена Приказ Минфлота СССР от 19 октября 1973 г. N 172) для Принципала.

Проблема состоит в том, что некоторые фирмы-Принципалы разорились, объявив себя банкротами, вероятность получения агентского вознаграждения и возмещения произведенных затрат по судозаходам равна нулю.

Таким образом, сомнительный долг образовался не только из сумм недополученного агентского вознаграждения от Принципала, но и из сумм, которые наше предприятие оплатило обслуживающим Принципала компаниям, но не получило от Принципала возмещения этих расходов. Просрочка таких платежей составляет от 6 месяцев до 2 лет.

Имеем ли мы право включить в Резерв сомнительных долгов в 2005 году суммы возмещаемых расходов, невозмещенных Принципалом, не являющихся выручкой нашей компании, но образовавшихся в результате оказания агентских услуг (основной вид деятельности), образовавшихся до 1 января 2005 года и после 1 января 2005 г.?

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу о порядке формирования резерва по сомнительным долгам для целей налогового учета и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), в редакции, действующей с 1 января 2005 года, сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Пунктом 5 статьи 38 Кодекса услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются к процессе осуществления этой деятельности.

Деятельность агента по выполнению поручения принципала является для целей налогообложения услугой.

Учитывая изложенное, задолженность принципала по выплате агенту вознаграждения за оказанные по агентскому договору услуги, не погашенная в сроки, установленные агентским договором, и не обеспеченная залогом, поручительством, банковской гарантией, учитывается при формировании резерва по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном статьей 266 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 266 Кодекса, в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, было установлено, что сомнительным долгом признавалась любая задолженность перед налогоплательщиком в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

В случае, если агентским договором был установлен срок в течение которого принципал должен был погасить задолженность по возмещению расходов, осуществленных в связи с выполнением агентского поручения, указанная задолженность, не погашенная в срок, могла быть признана сомнительным долгом для целей налогового учета у налогоплательщика-агента.

Заместитель директора Департамента
А.И. Иванеев