Письмо ФНС РФ от 12.08.2011 № СА-4-7/13193@

Досудебное урегулирование споров.

58. «Пунктом 5 статьи 101.2» и «пунктом 1 статьи 138» Кодекса установлен обязательный досудебный порядок обжалования в вышестоящий налоговый орган решений, принимаемых по результатам налоговых проверок. В силу этого решение об отказе полностью или частично в возмещении заявленной налогоплательщиком суммы налога и решение о частичном возмещении суммы налога как основанные на установленных в ходе проверки обстоятельствах могут быть обжалованы в суд только после рассмотрения вышестоящим налоговым органом соответствующей жалобы налогоплательщика и проверки его доводов и обстоятельств, явившихся основанием как для отказа в возмещении, так и для принятия решения о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности.

Данный вывод содержится в «Постановлении» Президиума ВАС РФ от 24.05.2011 № 18421/10.

59. Рассмотрение апелляционной жалобы налогоплательщика.

Положения «статьи 101» Налогового кодекса, регулирующие порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, не подлежат расширительному толкованию и не могут применяться к процедуре рассмотрения жалобы налогоплательщика вышестоящим налоговым органом, поскольку из норм «главы 20» Кодекса возможность подобного применения не следует.

Данный вывод сформулирован в «Постановлении» Президиума ВАС РФ от 21.09.2010 № 4292/10.

 

Взыскание налога.

60. В «пункте 2 статьи 45» и «пункте 3 статьи 46» НК РФ представлен исчерпывающий перечень случаев для обращения налогового органа в суд.

Признание недействительным постановления инспекции о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика препятствует удовлетворению ее требования о взыскании налога в судебном порядке.

Вывод судов о том, что налоговые органы имеют право на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании задолженности по налоговым обязательствам не только в случае пропуска срока, установленного «пунктом 3 статьи 46» Кодекса, но и в других случаях нарушения порядка внесудебного взыскания налогов, предусмотренного «статьями 46» и «47» Кодекса, не основан на нормах действующего законодательства.

Данный вывод сформулирован в «Постановлении» Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 № 17832/09.

 

Исчисление процессуальных сроков.

61. Момент, с которого начинает исчисляться трехлетний срок на обращение налогоплательщика в суд за защитой своего нарушенного права, подлежит определению с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств (в частности, причины, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, наличия у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода), а также других обстоятельств, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания срока на возврат налога непропущенным. Таким обстоятельством, в данном деле, признано проведение совместной сверки расчетов, по результатам которой оформлен акт.

Данный вывод сформулирован в «Постановлении» Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 № 17372/09.

 

Споры о взыскании с налоговых органов судебных расходов, убытков.

62. В практике рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с требованиями налогоплательщиков о взыскании с инспекции судебных расходов, понесенных в связи с участием представителя в представлении его интересов в суде, возник вопрос о разумности размера расходов.

Возражая против заявленного предпринимателем требования, инспекция не представила суду доказательств чрезмерности понесенных предпринимателем расходов.

В отсутствие таких доказательств суд вправе по собственной инициативе возместить расходы в разумных, по его мнению, пределах лишь в том случае, если заявленные требования превышают разумные пределы.

Поскольку данных, позволяющих прийти к подобному выводу, не было, утверждение суда кассационной инстанции о неразумности заявленных предпринимателем к возмещению сумм нельзя признать основанным на материалах дела.

Данный вывод сформулирован в «Постановлении» Президиума ВАС РФ от 25.05.2010 № 100/10.

63. В практике рассмотрения арбитражными судами налоговых споров возник вопрос о возможности взыскания с налоговой инспекции убытков, вызванных необходимостью подготовки налогоплательщиком возражений на акт налоговой проверки.

Должностные лица инспекции, подготовившие акт налоговой проверки, действовали в пределах полномочий, определенных «статьями 100» и «101» Кодекса, общество же, оспаривавшее правомерно подготовленный акт налоговой проверки, не представило доказательств причинения ему вреда действиями инспекции по составлению названного акта, направлению его копии обществу с целью обеспечения условий для подготовки мотивированного отзыва на него.

Данный вывод сформулирован в «Постановлении» Президиума ВАС РФ от 15.07.2010 № 3303/10.

64. Обязанность по восстановлению на счете клиента незаконно списанных денежных средств является мерой гражданско-правовой ответственности банка за нарушение условий договора банковского счета, основанного на риске повышенной ответственности банка. Следовательно, перечисленная банком предприятию денежная сумма (платежное поручение от 23.09.2009 № 2377) во исполнение решения арбитражного суда по делу № А07-4510/2009 составляет убыток, возникший в результате неправомерных действий самого банка.

Из положений «статьи 1102» Гражданского кодекса РФ не следует, что факт привлечения банка к такой ответственности создает условия для квалификации спорной суммы как неосновательного обогащения третьих лиц (в данном случае — инспекции) за счет его собственных средств. Иное толкование указанной нормы права допускало бы возможность возложения на третьих лиц обязанности по возмещению убытков, возникающих из ненадлежащего исполнения банком договора банковского счета.

Данный вывод сформулирован в «Постановлении» Президиума ВАС РФ от 25.01.2011 № 8624/10.

65. Если услуги аудиторской фирмы, привлеченной обществом для оценки правомерности налоговых претензий и наличия оснований для их оспаривания, оказаны налогоплательщику на досудебной стадии, расходы по их оплате к категории судебных расходов не относятся и возмещению в рамках дела об оспаривании решения инспекции не подлежат.

Данный вывод содержится в «Постановлении» Президиума ВАС РФ от 29.03.2011 № 13923/10.

 

Применение норм Арбитражного процессуального «кодекса» в налоговых правоотношениях.

66. В соответствии с «частью 1 статьи 198» Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не только не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, но и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

«Статьей 199» Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено, что в заявлении, в частности, должны быть указаны права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием), а также законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие).

Данный вывод сформулирован в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.03.2011 «N 14044/10» и в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.03.2011 «N 14223/10».


Страницы (всего 7):