Письмо ФНС от 31.03.2009 № 3-5-04/350@

Министерство финансов Российской Федерации

Федеральная налоговая служба

ПИСЬМО

от 31 марта 2009 г. N 3-5-04/350@



О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СТАНДАРТНОГО НАЛОГОВОГО ВЫЧЕТА НА ДЕТЕЙ



Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение о порядке предоставления с 1 января 2009 года стандартного налогового вычета на детей, предусмотренного положениями подпункта 4 пункта 1 статьи 218 НК РФ (далее — Кодекс), и сообщает следующее.

С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 22.07.2008 N 121-ФЗ, указанный стандартный налоговый вычет (далее — вычет) может предоставляться в двойном размере, т. е. в сумме 2000 рублей, единственному и одновременно одинокому на момент обращения за вычетом родителю.

Определения понятия «единственный родитель» ни в законодательстве РФ о налогах и сборах, ни в иных отраслях законодательства РФ (гражданского, семейного, трудового, законодательства о социальном и пенсионном обеспечении, о медицинском обслуживании и т. п.) не содержится.

Упоминание о единственном родителе имеется в абзаце 2 статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в пункте 2 статьи 13 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», в пункте 1 статьи 12 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве РФ». Однако положения приведенных нормативно-правовых актов никак не расшифровывают это понятие.

По мнению ФНС России, в ситуации, когда один из родителей был юридически установлен и на момент обращения второго родителя за вычетом в двойном размере уже умер, единственный и одновременно одинокий родитель (в том числе вдова или вдовец) для целей получения вычета в двойном размере представляет налоговому агенту свидетельство о рождении ребенка и свидетельство о смерти второго родителя.

Данную позицию разделяет Минфин России, уполномоченный на основании положений пункта 1 статьи 34.2 Кодекса давать письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики от 31.12.2008 N 03-04-06-01/399).

В ситуации, когда запись данных об отце ребенка в органах ЗАГС производится в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 51 Семейного кодекса РФ, однозначное указание матери в качестве единственного родителя в целях применения подпункта 4 пункта 1 статьи 218 Кодекса для федеральных органов исполнительной власти, ответственных за применение налогового законодательства, достаточно проблематично.

По мнению ФНС России, корректное применение понятия «единственный родитель» должно осуществляться компетентными государственными органами, прежде всего Минюстом и Минздравсоцразвития России.

Действительный
государственный советник
РФ
2 класса
С. Н. ШУЛЬГИН