Письмо УФНС по г. Москве № 09-24/31061 от 03 мая 2005 года

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ



ПИСЬМО



3 мая 2005 г.
N 09-24/31061



"Об оприходовании наличных денежных средств"



Вопрос. Должностными лицами налоговой инспекции проведена проверка общества по вопросу полноты оприходования (неполного оприходования) в кассу наличных денежных средств.

Постановлением Инспекции общество привлечено к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - Кодекс) за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании в кассу предприятия денежной наличности, полученной с применением контрольно-кассовых машин при оказании услуг общественного питания, а именно полученные от реализации продукции наличные денежные средства приходовались в кассу не в день их получения, а на следующий день.

Правомерно ли Инспекцией привлечено общество к административной ответственности за данное административное правонарушение?

Ответ. Согласно статье 7 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" налоговые органы осуществляют контроль за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей. Проверка полноты оприходования (неполного оприходования) в кассу предприятия наличных денежных средств, полученных с применением ККМ, согласно Методическим рекомендациям по использованию данных учета выручки, полученных с применением ККМ, утвержденным Центральным Банком России (далее - Банк России) от 18.08.93 № 51, производится путем сравнения выручки по данным, отраженным в фискальном отчете ККМ, суммы выручки, определенной по показаниям секционных счетчиков (регистров) ККМ на начало и конец рабочего дня и отраженной в журнале кассира-операциониста, и данных кассовой книги о фактической сумме выручки по предприятию.

Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 г. № 40 утвержден Порядок ведения кассовых операций в РФ (далее - Порядок), который распространяется на все предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности.

Согласно пункту 3 Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением ККМ.

В соответствии с пунктами 22-23 Порядка все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью.

Согласно пункту 24 Порядка записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.

Минфином России утверждены 30.08.93 № 104 Типовые правила эксплуатации ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением (далее - Типовые правила).

Пунктом 6.1 Типовых правил определено, что при закрытии предприятия кассир должен: подготовить денежную выручку и другие платежные документы, составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру.

По показаниям секционных счетчиков (регистров) на начало и на конец определяется сумма выручки. Сумма выручки должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте. Она должна совпадать с суммой, сдаваемой кассиром-операционистом старшему кассиру с итоговым чеком ККМ. После снятия показания счетчиков (регистров) либо распечатки, определения и проверки фактической суммы выручки делается запись в "Журнале кассира-операциониста" и скрепляется подписями кассира и представителя администрации.

Из представленных материалов следует, что согласно данным ежедневных сменных отчетов гашения ККМ (Z-отчеты) денежная выручка, полученная организацией с использованием трех контрольно-кассовых машин за 14.03.05 соответственно составила 4330,00; 16 325,00; 5500,00 рублей, за 15.03.05-4500,00 рублей. Из приходных кассовых ордеров и вкладных листов кассовой книги следует, что указанные денежные средства организацией оприходованы не в день их получения, а на следующий день соответственно 15.03.05 и 16.03.05. Вместе с тем из представленных организацией документов и письменных пояснений генерального директора и главного бухгалтера следует, что в соответствии с приказом по обществу с 01.12.2003 г. режим работы сотрудников пиццерии и кафе установлен с 11 до 23 часов, а руководителя предприятия, работников бухгалтерии с 9 до 18 часов. Полученная организацией 14.03.05 и 15.03.05 денежная выручка сдана в кассу предприятия до начала работы следующей смены пиццерии и кафе, то есть до 11,00 следующего дня и, таким образом, оприходована в полном объеме.

При указанных обстоятельствах нарушение организацией порядка ведения кассовых операций не повлекло неоприходование в кассу денежной наличности.

Следовательно, в действиях общества отсутствует событие административного правонарушения, что согласно пункту 1 статьи 24.5 Кодекса является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, привлечение Инспекцией к административной ответственности общества за неоприходование в кассу денежной наличности в соответствии со статьей 15.1 Кодекса неправомерно.

Заместитель руководителя
УФНС России по г. Москве -
советник налоговой службы РФ I ранга

В. Третьякова