Управление Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве направляет Обзор наиболее характерных нарушений законодательства по налогу на прибыль юридических лиц РФ, выявленных по результатам камеральных проверок налоговых деклараций за первое полугодие 2004 года, и предлагает рассмотреть приведенные в нем нарушения на производственных совещаниях и использовать для руководства и применения в практической работе при проведении камеральных и выездных налоговых проверок.
Заместитель руководителя
Управления Министерства РФ
по налогам и сборам по г. Москве
А.А. Глинкин
I. Общие итоги проведения камеральных проверок
II. Виды нарушений, установленных в ходе камеральных проверок Листа 02 в части правильности формирования налоговой базы
<...>
В случае непредставления налогоплательщиками в налоговый орган налоговых деклараций налоговые органы в соответствии с пунктом 2.4 раздела 2 Регламента проведения камеральных налоговых проверок, оформления и реализации их результатов, утвержденного приказом МНС России от 21.08.2003 № БГ-4-06/24дсп (доведен до налоговых органов г. Москвы письмом УМНС России по г. Москве от 27.08.2003 № 18-10/8138дсп) (далее - Регламент), обязаны предпринять все необходимые меры, направленные на выполнение налогоплательщиком своих обязанностей, установленных законодательством о налогах и сборах.
<...>
I. Общие итоги проведения камеральных проверок
Камеральные налоговые проверки проводились по вопросу соблюдения налогоплательщиками положений главы 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций" и статьи 2 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства РФ о налогах и сборах" в части правомерности применения льгот, предусмотренных статьей 6 Закона РФ от 27.12.91 № 2116-I "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и продолжающих действовать до истечения срока, на который они предоставлены.
<...>
Вместе с тем отдельными инспекциями не достигнуто принципиальных изменений в качестве проводимых камеральных проверок. Меры, предпринимаемые для организации качественного и действенного камерального контроля, пока недостаточны.
<...>
При проведении камеральной проверки следует иметь в виду, что, согласно Методическим рекомендациям по проведению камеральных налоговых проверок деклараций по налогу на прибыль организаций (приказ МНС России от 23.04.2003 № БГ-4-02/9ДСП), в обязательном порядке проводятся камеральные проверки по декларациям по налогу на прибыль основных и крупнейших плательщиков.
<...>
Камеральные проверки налоговых деклараций за первое полугодие 2004 года проводились на основании затребованных в соответствии со статьями 31, 88 и 93 Налогового кодекса РФ документов, дополнительных сведений, объяснений, подтверждающих правильность исчисления налога на прибыль, что также предусмотрено пунктом 2.7 Регламента проведения камеральных налоговых проверок.
<...>
При этом следует отметить, что при проведении камеральных налоговых проверок налоговых деклараций крупнейших налогоплательщиков в большей мере реализуется механизм истребования дополнительных документов, пояснений и разъяснений с целью проведения углубленного анализа в части сопоставления показателей, отраженных в налоговых декларациях по налогу на прибыль, с данными бухгалтерской отчетности и показателями налоговых деклараций по другим видам налогов.
<...>
В случаях в выявления ошибок в заполнении налоговых деклараций или противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, инспекциями сообщалось об этом с требованием внести соответствующие исправления в установленный налоговым органом срок, не превышающий пяти рабочих дней.
В случаях отказа налогоплательщика в части уточнения сведений, отраженных в декларации по налогу на прибыль, выносились решения о привлечении к налоговой ответственности.
Результатами проведенных камеральных проверок явилось как доначисление сумм налога на прибыль, оформленное решениями налоговых органов, так и представление уточненных налоговых деклараций (с доначислением сумм налога), составленных налогоплательщиками с учетом полученных в период камеральной проверки разъяснений и замечаний.
<...>
В результате анализа нарушений, выявленных в ходе камеральных проверок, установлено, что допускались ошибки:
- при формировании налоговой базы;
- в части правомерности применения льгот по налогу, продолжающих действовать, согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ, до истечения срока, на который они предоставлены;
- по иным основаниям.
Как показал структурный анализ выявленных в ходе камеральных проверок нарушений, среди случаев несоблюдения налогового законодательства наибольший удельный вес в общей сумме нарушений по проверенным организациям составляют нарушения, связанные с неправомерным применением ставок налогообложения, не действовавшим в 2004 году, с исчислением сумм авансовых платежей в порядке, отличном от предусмотренного Инструкцией по заполнению налоговой декларации по налогу на прибыль, утвержденной приказом МНС России от 29.12.2001 № БГ-3-02/585, и другие нарушения.
<...>
II. Виды нарушений, установленных в ходе камеральных проверок Листа 02 в части правильности формирования налоговой базы
Нарушения установленного порядка определения доходов от реализации и внереализационных доходов (приложение 1 и приложение 6 к Листу 02; строки 010 и 030 Листа 02 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций)
2.1. В нарушение положений статьи 249 Налогового кодекса РФ организации не учитывали в полном объеме в составе доходов от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав доходы от деятельности обслуживающих производств и хозяйств, от реализации основных средств, товаров, приобретенных для перепродажи.
<...>
2.2. Неотражение в составе внереализационных доходов, учитываемых в целях налогообложения, в том числе курсовых разниц.
<...>
Нарушения установленного порядка определения расходов, уменьшающих доходы от реализации, отражаемых по строке 020 Листа 02 налоговой декларации и в приложении 2 к Листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций
2.3. Неправомерное включение в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы, расходов по добровольному страхованию ответственности за причинение вреда в случаях, когда такое страхование не является условием осуществления деятельности в соответствии с Международными обязательствами РФ или общепринятыми международными требованиями.
<...>
2.4. Единовременное включение в текущем отчетном периоде в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы, в нарушение положений главы 25 Налогового кодекса РФ расходов, относящихся к нескольким отчетным (налоговым) периодам (п. 1 ст. 272 НК РФ).
<...>
2.5. Неправомерное включение в состав расходов, не учитываемых при исчислении налоговой базы, расходов, поименованных в пунктах 1 - 48 статьи 270 Налогового кодекса РФ.
<...>
2.6. Включение в расходы, учитываемые при налогообложении, расходов на добровольное страхование сотрудников при нарушении требований, установленных пунктом 16 статьи 255 Налогового кодекса РФ.
<...>
2.7. Неправомерное включение в расходы на ремонт основных средств расходов на реконструкцию и модернизацию основных средств.
<...>
2.8. Несоблюдение порядка признания в целях налогообложения убытка, полученного от реализации амортизируемого имущества, установленного пунктом 3 статьи 268 Налогового кодекса РФ.
<...>
2.9. При расчете сумм амортизации в целях налогообложения прибыли применение специального коэффициента (не выше 2) в отношении амортизируемых основных средств в нарушение порядка, предусмотренного пунктом 7 статьи 259 Налогового кодекса РФ.
<...>
2.10. Включение в расходы, уменьшающие доходы при исчислении налоговой базы, расходов, не подтвержденных первичными документами (ст. 252 НК РФ).
<...>
2.11. Необоснованное включение в состав расходов, учитываемых в целях налогообложения, экономически нецелесообразных (экономически неоправданных) расходов.
<...>
2.12. Неправомерное включение в состав прочих расходов за первое полугодие 2004 года, отражаемых по строкам 060 - 100 приложения 2 к Листу 02, расходов, относящихся в соответствии с представленными в ходе камеральной проверки первичными документами к предшествующим налоговым периодам.
<...>
2.13. Камеральными проверками установлены случаи, когда ошибочное исчисление налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ по строке 70 приложения 2 к Листу 02, привело к доначислению налога на прибыль.
<...>
2.14. В нарушение положений статьи 275.1 Налогового кодекса РФ в отсутствии документов, подтверждающих единовременное выполнение условий, предусмотренных данной статьей в части сопоставимости доходов, расходов и условий оказания услуг обслуживающими производствами и хозяйствами с аналогичными показателями деятельности специализированных организаций, убыток отчетного периода по объектам обслуживающих производств и хозяйств, включая периоды по объектам обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, не восстанавливался в целях налогообложения по строке 300 приложения 2 к Листу 02.
<...>
2.15. Кроме того, в ходе камеральных проверок налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций были выявлены арифметические ошибки и иные ошибки при исчислении налоговой базы.
<...>
2.16. Нарушение порядка заполнения приложения 2 к Листу 02, предусмотренного Инструкцией по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций (приказ МНС России от 29.12.2001 № БГ-3-02/585 с изменениями и дополнениями).
<...>
Нарушения установленного порядка в определении расходов, уменьшающих доходы от реализации, отражаемых по строке 040 Листа 02 налоговой декларации и в приложении 7 к Листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций
2.17. Нарушение установленного порядка в определении внереализационных расходов, отражаемых в приложении 7 к Листу 02 налоговой декларации и по строке 040 Листа 02, в части неправомерного включения в состав внереализационных расходов суммы убытков прошлых лет в случае, когда по выявленным убыткам представляется возможным определить конкретный период совершения ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы.
<...>
2.18. Формирование резерва по сомнительным долгам, учитываемым при исчислении налоговой базы, с отступлениями от порядка, предусмотренного статьей 266 Налогового кодекса РФ.
<...>
2.19. Необоснованное включение в состав внереализационных расходов сумм дебиторской задолженности, по которой не истек срок исковой давности.
Нарушения, установленные при определении налоговой базы для исчисления налога на прибыль в Листе 02 налоговой декларации
2.20. В нарушение пункта 7 статьи 274 Налогового кодекса РФ налоговая база определялась не нарастающим итогом.
<...>
2.21. При заполнении строк 150 Листа 02 налоговой декларации и соответственно строк 010, 100 приложения 4 к Листу 02 не соблюдались требования, изложенные в пунктах 3 и 4 статьи 10 Федерального закона № 110-ФЗ и статье 283 Налогового кодекса РФ, в части условий уменьшения налоговой базы на суммы убытка, полученного налогоплательщиком до 1 января 2002 года, а именно:
- сумма убытка, уменьшающего налоговую базу по строке 150 Листа 02 за отчетный период, превышает налоговую базу, исчисленную в соответствии с положениями главы 25 Налогового кодекса РФ, более чем на 30 процентов;
- сумма убытка, полученного налогоплательщиком до 2002 года и учитываемая в уменьшение налоговой базы по строке 150 Листа 02, исчислена в нарушение порядка, изложенного в пункте 5 статьи 6 Закона № 2116-1 и пункте 4.5 Инструкции МНС России от 15.06.2002 № 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций".
Так, в сумму убытка, уменьшающего налоговую базу, включался:
1) не только убыток, полученный от реализации продукции (работ, услуг), но и убыток от внереализационных операций;
2) убыток от реализации в размере, превышающем балансовый убыток;
3) за 1998 год был взят балансовый убыток в сумме, превышающей убыток от курсовых разниц;
4) за 2000 год убыток от реализации продукции (работ, услуг) при наличии балансовой прибыли;
5) из суммы льготируемого убытка не исключались убытки, возникшие от превышения лимитов, норм и нормативов, установленных законодательством по налогам и сборам по учету затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг);
- уменьшение налоговой базы за 9 месяцев 2003 года на сумму убытка, отраженного в учете на 01.07.2001, при получении прибыли в целом за 2001 год;
- уменьшение налоговой базы за 9 месяцев 2003 года на сумму убытка, превышающего сумму убытка, числящегося по состоянию на 01.07.2001;
- уменьшение налоговой базы за 9 месяцев 2003 года на сумму убытка, полученного за 2001 год, при условии получения прибыли на 01.07.2001;
- другие аналогичные нарушения.
<...>
2.22. Неправомерное уменьшение налоговой базы путем отражения суммы убытка от реализации (выбытия, в т.ч. погашения) ценных бумаг в нарушение положений пункта 10 статьи 280 Налогового кодекса РФ либо по строкам 180 - 200, либо по строке 040 Листа 02 Налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.
<...>
2.23. В нарушение положений статьи 315 Налогового кодекса РФ невключение в налоговую базу прибыли, полученной от операций с ценными бумагами.
<...>
2.24. При исчислении налога на прибыль за 9 месяцев 2003 года в отсутствие подтверждающих документов, в том числе налоговой декларации о суммах доходов, полученных от источников, находящихся за пределами РФ, производилось неправомерное уменьшение по строкам 330 - 350 Листа 02 налоговой декларации налоговой базы на сумму налога, выплаченного за пределами РФ.
<...>
2.25. Кроме того, при проведении мероприятий камерального контроля установлено, что некоторые организации* в нарушение порядка заполнения налоговой декларации, установленного Инструкцией, отразили по строке 330 Листа 02 сумму налога с дивидендов, выплаченную за пределами РФ, подлежащую отражению по строке 050 раздела Б Листа 04.
2.26. В нарушение положений статьи 284 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками при исчислении суммы авансовых платежей, причитающихся к уплате за первое полугодие 2004 года по бюджетам, применялись ставки налога на прибыль, не действовавшие в 2004 году.
<...>
2.27. В нарушение порядка, предусмотренного Инструкцией по заполнению налоговой декларации по налогу на прибыль (приказ МНС России от 29.12.2001 № БГ-3-02/585 с учетом изменений и дополнений), неотражение по строкам 390 - 420 Листа 02 и в разделе 1.2 Листа 01 сумм ежемесячных авансовых платежей, подлежащих к уплате в III квартале 2004 года.
<...>
2.28. Установлено, что в нарушение порядка, предусмотренного статьей 286 Налогового кодекса РФ, не уплачивались ежемесячные авансовые платежи организациями, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, превышают в среднем 3 000 000 рублей за каждый квартал.
<...>
2.29. Налог на прибыль, причитающийся к уплате в бюджет за первое полугодие 2004 года, либо неправомерно уменьшался на сумму авансовых платежей, фактически уплаченных, а не начисленных в бюджет за отчетные периоды 2004 года, либо суммы начисленных авансовых платежей за первое полугодие 2004 года, указываемые по строкам 290, 300 - 320 Листа 02 декларации по налогу на прибыль организаций, определялись не как результат:
- для организаций, уплачивающих авансовых платежи по итогам отчетного периода, суммы, причитающиеся к уплате согласно налоговым декларациям за предыдущий отчетный период данного налогового периода;
- для организаций, уплачивающих ежемесячные авансовые платежи не позднее 28-го числа каждого месяца, с последующими квартальными расчетами на основе налоговых деклараций за соответствующий отчетный период, - суммы, причитающиеся к уплате согласно налоговым декларациям за предыдущий отчетный период данного налогового периода, и суммы ежемесячных авансовых платежей, причитающиеся к уплате 28-го числа каждого месяца, в течение отчетного квартала;
- для организаций, уплачивающих ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, - суммы, причитающиеся к уплате согласно налоговым декларациям за время с начала налогового периода до окончания предыдущего месяца, а иным, не предусмотренным законодательством способом.
<...>
2.30. В нарушение порядка заполнения налоговой декларации и пункта 8 статьи 274 Налогового кодекса РФ и пункта 1 статьи 286 НК РФ сумма налога на прибыль, подлежащая уменьшению (строка 380 Листа 02), исчислялась с суммы убытка (строка 140 Листа 02), полученного за первое полугодие 2004 года.
<...>
2.31. Нарушение порядка исчисления ежемесячных авансовых платежей налогоплательщиками, имеющими в своем составе обособленные подразделения, в порядке, предусмотренном статьей 288 Налогового кодекса РФ.
<...>
2.32. Неотражение в налоговых декларациях по налогу на прибыль организаций, представляемых в налоговые органы по отчетным периодам, сумм налога на прибыль, исчисленного с базы переходного периода.
<...>
2.33. Налог на прибыль, исчисленный с налоговой базы переходного периода, подлежащий уплате в 2004 году, исчислялся с нарушением порядка, предусмотренного пунктом 8 статьи 10 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ
<...>
2.34. Кроме того, были вынесены решения по результатам камеральных проверок за несвоевременное представление налоговых деклараций по налогу на прибыль.
<...>
III. Виды нарушений, установленных при камеральных проверках правомерности применения льгот, переходящих на 2002 год
3.1. Неправомерное заявление льготы малыми предприятиями, виды деятельности которых не перечислены в качестве льготируемых в пункте 4 статьи 6 Закона РФ № 2116-1.
<...>
3.2. При проведении камеральных проверок территориальными налоговыми инспекциями г. Москвы были выявлены случаи, когда организации заявляли льготы по налогу на прибыль в отсутствии документов, обосновывающих правомерность использования льгот.
<...>
3.3. Установлены случаи, когда предприятия по итогам первого полугодия 2004 года неправомерно заявляют льготу по налогу на прибыль в соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона РФ № 2116-1 по истечении четырехлетнего срока, на который предоставлялась данная льгота.
<...>
3.4. Кроме того, в ходе камеральных проверок было выявлено, что организации, применяющие льготы в соответствии с Законом г. Москвы от 05.03.2003 № 12, применяли в 2004 году ставку по налогу на прибыль в части бюджета г. Москвы 14 процентов, а не 15 процентов, как это установлено Законом г. Москвы от 28.04.2004 № 26.
<...>
3.5. Кроме того, установлено, что ряд налогоплательщиков, применяющих льготу в соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона РФ № 2116-1, в четвертый год работы применяли ставку по налогу на прибыль в размере 25 процентов от установленной ставки налога на прибыль, а не в размере 50 процентов, как это предусмотрено указанным законом.
<...>
_____________________________
* Названия организаций не приводятся.