Обзор практики рассмотрения налоговых споров Президиумом ВАС и Верховным Судом, а также толкование Конституционным Судом норм налогового законодательства

10. Налоговый контроль. Ответственность

За неисполнение ст. 93.1 НК РФ применяется ответственность, установленная статьей 129.1 НК РФ.

Принимая во внимание прямое указание, содержащееся в статье 93.1 НК РФ, о наступлении ответственности за неисполнение требования налогового органа о предоставлении документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика по статье 129.1 Кодекса, Президиум полагает, что в действиях Чукотстата состав правонарушения, ответственность за которое установлена пунктом 2 статьи 126 Кодекса, отсутствовал.

Данный вывод содержится в постановлении Президиума ВАС от 05.02.2013 N 11890/12 по делу N А80-346/2011 (Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чукотскому автономному округу против Межрайонной ИФНС России N 1 по Чукотскому автономному округу).

В постановлении Президиум ВАС также отметил, что суды, отклоняя довод Чукотстата об отсутствии у него обязанности по предоставлению по требованию инспекции форм федерального статистического наблюдения, правомерно исходили из того, что указанные формы содержат информацию о показателях хозяйственной деятельности налогоплательщика, которые могут быть использованы налоговым органом при проведении проверки данного налогоплательщика.

Обоснованно были отклонены судами и ссылки Чукотстата на невозможность предоставления первичной статистической информации как информации ограниченного доступа. Статья 9 Закона о статистическом учете относит первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, к категории информации ограниченного доступа, но при этом не содержит положений о недопустимости истребования указанной информации соответствующими государственными органами в рамках проводимых ими контрольных мероприятий и запрета на ее предоставление.

Напротив, НК РФ упоминает сведения, полученные из бухгалтерской (финансовой) и статистической отчетности организаций, в качестве сведений, используемых при проведении налогового контроля в связи с совершением сделок, сторонами которых являются взаимозависимые лица (пункт 2 статьи 105.6 НК РФ). Сведения, полученные налоговым органом в ходе налогового контроля, составляют налоговую тайну. Режим налоговой тайны в силу положений статьи 102 НК РФ обеспечивает их сохранность и неразглашение.

При привлечении должностного лица организации к административной ответственности за отказ представить истребуемые документы, необходимо доказать причастность данного лица к совершенному правонарушению.

Привлечение к административной ответственности за отказ управляющей компании представить истребуемые налоговым органом документы неправомерно.

Верховный Суд РФ отметил, что установление виновности главного бухгалтера организации за отказ представить истребуемые налоговым органом документы предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия). А наличие у лица доверенности с полномочиями отвечать на требования налоговых органов само по себе не подтверждает факта совершения им административного правонарушения, поскольку письмо с отказом представить документы подписало другое лицо.

Данный вывод содержится в постановлении Верховного Суда РФ от 21.08.2013 N 73-АД13-5.

Налоговый контроль в форме налоговых проверок, а также ответственность за налоговые правонарушения направлены на обеспечение исполнения обязанности по уплате налога или сбора и не нарушают конституционных прав граждан.

Налоговому контролю и привлечению к ответственности за выявленные налоговые правонарушения подлежат как организации, так и физические лица независимо от приобретения либо утраты ими специального правового статуса, занятия определенной деятельностью, перехода под действие отдельных налогов или специальных налоговых режимов; налоговый контроль в форме налоговых проверок, а также ответственность за налоговые правонарушения направлены на обеспечение исполнения обязанности по уплате налога или сбора (постановления Конституционного Суда РФ от 16 июля 2004 года N 14-П и от 14 июля 2005 года N 9-П), которая прекращается с ликвидацией организации, а в случае с физическим лицом — со смертью налогоплательщика либо с признанием его умершим (подпункты 3 и 4 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса РФ).

Следовательно, утверждение заявителя о том, что положения статьи 119 Налогового кодекса РФ нарушают его конституционное право на судебную защиту, не имеет оснований.

Данный вывод содержится в определении Конституционного Суда РФ от 16.07.2013 N 1215-О.

Пункт 1 статьи 52 и пункты 4 и 5 статьи 89 Налогового кодекса РФ, будучи направленными на установление надлежащего механизма реализации налогоплательщиками налоговой обязанности и контроля за ее исполнением, сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.

Данный вывод содержится в определении Конституционного Суда РФ от 17.06.2013 N 906-О.

Применение ст. 40 НК РФ.

Налоговые органы вправе проверить правильность применения цен по сделкам и вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен.

Как следует из статьи 40 НК РФ, для целей налогообложения принимается цена товаров, указанная сторонами сделки, и предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен (пункт 1). Однако налоговые органы вправе проверить правильность применения цен по сделкам и вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен (пункты 2 и 3). При этом при определении рыночной цены товара учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара сделках с идентичными товарами в сопоставимых условиях; в частности, учитываются такие условия сделок, как количество поставляемых товаров, сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены (пункт 9).

В соответствии с пунктом 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения. Таким образом, предусмотренные законом правила формирования цены сделки для отдельных видов товаров также могут оказывать влияние на цену таких товаров.

Применительно к порядку оплаты драгоценных металлов пунктом 1 статьи 21 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» установлено, что при осуществлении разрешенных законодательством сделок оплата драгоценных металлов производится с учетом цен мирового рынка. Указанное правило, влияющее на формирование цены сделки с драгоценными металлами, может по смыслу статьи 40 Налогового кодекса РФ учитываться наравне с иными обстоятельствами при определении рыночных цен на драгоценные металлы.

Приведенные законоположения, будучи направленными на обеспечение уплаты законно установленных налогов и сборов в полном объеме, а также на пресечение случаев уклонения от уплаты налогов и сборов, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном им аспекте.

Данный вывод содержится в определении Конституционного Суда РФ от 28.05.2013 N 830-О и в постановлении Президиума ВАС от 10 июля 2012 года N 17713/11.

Определение суммы налогов расчетным путем на основании имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике.

Допустимость применения расчетного пути исчисления налогов, предусмотренного подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ, непосредственно связана с обязанностью правильной, полной и своевременной их уплаты и обусловливается неправомерными действиями (бездействием) налогоплательщика. Определение налогового обязательства расчетным методом, как не предполагающее его осуществление на произвольных основаниях, направлено на реализацию целей и задач налогового контроля, а также на обеспечение безусловного выполнения всеми налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налогов.

Таким образом, оспариваемое правовое регулирование с учетом права налогоплательщика на последующий судебный контроль за решением налогового органа, определившего сумму налога расчетным путем, само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном им аспекте.

Данный вывод содержится в определении Конституционного Суда РФ от 23.04.2013 N 488-О.

Зачет сумм излишне уплаченного налога в счет погашения задолженности по пеням и штрафам разрешается инспекцией самостоятельно не на стадии принятия решения, а на этапе исполнения ее решения в соответствии со статьей 101.3 НК РФ.

Уменьшение размера переплаты на сумму неуплаты налогов при принятии решения в порядке ст. 101 НК РФ.

Положения статьи 123 НК РФ предусматривают применение мер налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению, за невыполнение налоговым агентом обязанности как по удержанию, так и (или) перечислению налогов.

Принятое инспекцией на основании статьи 101 Кодекса решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения не может включать в себя положения, направленные на уменьшение суммы переплат по налогам, что может иметь место в результате зачета имеющейся у банка переплаты в счет погашения недоимки по налогу, задолженности по пеням и штрафу, вменяемым инспекцией по результатам проверки, и определения в резолютивной части этого решения сумм неисполненной обязанности с учетом проведенного зачета, поскольку Кодексом установлен различный порядок исполнения налоговым органом обязанностей по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, влекущего доначисление налогов, начисление пеней и привлечение к налоговой ответственности, и зачета сумм излишне уплаченных налогов (пеней и штрафов), осуществляемых в порядке, предусмотренном НК РФ и главой 12 Кодекса. Данный вывод соответствует правовой позиции, выраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.09.2012 N 4050/12.

Вопрос о зачете сумм излишне уплаченного банком налога на прибыль в счет погашения задолженности по пеням и штрафам разрешается инспекцией самостоятельно применительно к пункту 5 статьи 78 Кодекса на этапе исполнения ее решения в соответствии со статьей 101.3 Кодекса.

Данный вывод сформулирован в постановлении Президиума ВАС от 16.04.2013 N 15638/12 по делу N А56-48850/2011 (ОАО «Международный банк Санкт-Петербурга» против Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 9).

Следует отметить, что вопрос о правомерности решения по результатам налоговой проверки, в случае если оно содержит положение о предложении уплатить сумму неуплаченного налога, без учета имеющейся на момент принятия решения переплаты неоднократно был предметом судебных разбирательств.

Сформулированная в постановлении Президиума ВАС от 16.04.2013 N 15638/12 позиция о том, что зачет переплаты в счет погашения задолженности инспекция осуществляет в ходе исполнения решения о привлечении к ответственности. Следовательно, в нем должны быть указаны соответствующие суммы содержится и в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.06.2013 по делу N А33-486/2012, от 17.01.2013 по делу N А58-3501/2011, ФАС Северо-Западного округа от 25.07.2013 по делу N А66-8648/2012, от 29.04.2013 по делу N А56-17324/2011, ФАС Московского округа от 29.08.2013 по делу N А40-136097/12-140-966 и других.

 

Дробление бизнеса.

В рассматриваемом деле имело место не разделение бизнеса, осуществлявшегося обществом «Металлургсервис», с сохранением в данном обществе части деятельности по общественному питанию (разделение, направленное на снижение предельных показателей до установленных законодательством, позволяющих применять специальный налоговый режим в каждом из хозяйственных обществ), а прекращение этой деятельности и ее организация на базе вновь созданного юридического лица.

В силу этого обстоятельства инспекция необоснованно рассматривала оба общества как один хозяйствующий субъект, неправомерно применяющий систему налогообложения в виде ЕНВД в отношении деятельности по общественному питанию.

Данный вывод сформулирован в постановлении Президиума ВАС от 09.04.2013 N 15570/12 по делу N А60-40529/2011 (ООО «Металлургсервис» против Межрайонной ИФНС России N 26 по Свердловской области).

По мнению Президиума, установленные инспекцией обстоятельства сами по себе не могут являться достаточным основанием для признания действий общества «Металлургсервис» направленными на получение необоснованной налоговой выгоды.

В проверяемый период общества «Металлургсервис» и «Меркурий» осуществляли самостоятельные виды деятельности, не являющиеся частью единого производственного процесса, направленного на достижение общего экономического результата. Потребителями услуг общественного питания, оказываемых обществом «Меркурий», являлись работники и служащие завода, а не общество «Металлургсервис».

В рассматриваемом деле имело место не разделение бизнеса, осуществлявшегося обществом «Металлургсервис», с сохранением в данном обществе части деятельности по общественному питанию (разделение, направленное на снижение предельных показателей до установленных законодательством, позволяющих применять специальный налоговый режим в каждом из хозяйственных обществ), а прекращение этой деятельности с организацией ее на базе вновь созданного юридического лица.

 


Страницы (всего 15):