В 2010 году совокупный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды остается на уровне ЕСН — 26%, из них: в ПФР — 20% от базы для начисления страховых взносов.
С 2010 года страховые взносы будут уплачиваться работодателями по единой ставке с суммы выплат и иных вознаграждений, не превышающей 415 000 рублей в год в пользу одного работника. Свыше этой суммы выплаты и иные вознаграждения облагаться не будут и, соответственно, страховые взносы не уплачиваются. Если работник осуществлял деятельность в двух и более организациях, ограничение выплат применяется по каждой организации отдельно. Размер предельного годового заработка будет ежегодно индексироваться в соответствии с ростом средней заработной платы.
В течение календарного года (квартала) работодатель исчисляет обязательные платежи по страховым взносам по итогам каждого календарного месяца исходя из величины выплат и других вознаграждений в пользу работников.
Ежемесячные обязательные платежи подлежат уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.
Уплата страховых взносов осуществляется отдельными платежными документами, направляемыми в Пенсионный фонд на соответствующие счета Федерального казначейства.
Ежеквартально, до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, страхователь должен представить в территориальный орган Пенсионного фонда отчетность в виде Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
Форму расчета можно получить в территориальном органе Пенсионного фонда по месту регистрации страхователя в электронном виде.
Если среднесписочная численность работников организации за предшествующий год (2009) превысила 100 человек, то страхователь обязан представлять расчеты в электронном виде по установленным Пенсионным фондом форматам с электронно-цифровой подписью. С 2011 года аналогичная обязанность будет у страхователей со среднесписочной численностью 50 и более работников.
Страховые взносы обязаны уплачивать все работодатели — юридические лица без исключения, а также индивидуальные предприниматели и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, — адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Если страхователь — плательщик страховых взносов относится одновременно к двум категориям плательщиков страховых взносов (является работодателем и ведет индивидуальную предпринимательскую деятельность), он регистрируется и уплачивает страховой взнос по каждому основанию.
Если организация-работодатель прекращает свою деятельность, то до конца квартала необходимо представить до дня подачи в регистрирующий орган заявления о прекращении деятельности в территориальный орган Пенсионного фонда Расчет по страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления расчета включительно. Кроме того, работодатель должен в течение пятнадцати календарных дней со дня подачи расчета уплатить страховые взносы. Прекращение деятельности регистрируется регистрирующим органом только после представления справки об отсутствии задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд.
В случае реорганизации организации-работодателя представление расчетов по страховым взносам, а также уплата страховых взносов осуществляется организацией-правопреемником.
Определенным категориям страхователей, для которых переход к полной ставке страховых тарифов будет плавно растянут во времени до 2015 года, потребуется представление в территориальные органы Пенсионного фонда документов, подтверждающих их особый статус. Это касается сельхозтоваропроизводителей, плательщиков единого сельскохозяйственного налога, плательщиков, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, плательщиков, использующих УСН, уплачивающих единый налог на вмененный доход, предприятий, использующих труд инвалидов, и предприятий, принадлежащих обществам инвалидов.
Для этих категорий страхователей в 2010 году будут применяться пониженные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд. В частности:
15,8% от базы для начисления страховых взносов
- для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- для организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
14% от базы для начисления страховых взносов
- для организаций и ИП, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны;
- для организаций и ИП, применяющих УСН, либо уплачивающих ЕНВД;
- для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам — инвалидам, в отношении выплат в пользу инвалида;
- для общественных организаций инвалидов и созданных ими организаций при соблюдении определенных Законом условий;
- для учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных и других социальных целей;
10,3% от базы для начисления страховых взносов
- для организаций и ИП, применяющих ЕСХН.
Государственные пособия, в том числе пособия по обязательному социальному страхованию и все виды компенсационных выплат, связанных:
Не подлежат обложению страховыми взносами следующие виды выплат:
С 1 января 2010 года администрирование, т. е. контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование работающих граждан, будет осуществлять ПФР.
В чем разница между ЕСН и страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды?
С принятием нового законодательства, пенсионная система с 2010 года переходит на страховые принципы. В отличие от ЕСН — налога, который поступал в федеральный бюджет, страховые платежи поступают напрямую в ПФР. Важно, что это персонифицированные платежи, которые отражаются на индивидуальных лицевых счетах работников в системе индивидуального (персонифицированного) учета, осуществляемого Пенсионным фондом.
Будут ли тарифы страховых взносов меняться в 2011 году?
С 2011 года установлены следующие тарифы страховых взносов:
Для указанных выше отдельных категорий страхователей пониженные тарифы страховых платежей на обязательное пенсионное страхование будут повышаться в течение переходного периода с 2011 до 2015 года. Так, в 2011-2012 годах они будут уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд по тарифу 16%, в 2013-2014 годах — по тарифу 21%. С 2015 года указанные категории страхователей будут уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд по тарифу 26%. С 2011 года страхователи, применяющие УСН, либо уплачивающие единый налог на вмененный доход, переходят на общий (единый) тариф 26%.
Что изменится в отчетности организаций (страхователей) в связи с заменой ЕСН страховыми взносами работодателей?
С 2010 года администрирование страховых взносов переходит от налоговых органов к Пенсионному фонду РФ и Фонду обязательного социального страхования. Другими словами, контроль за уплатой страховых взносов будут осуществлять ПФР и ФСС. При этом ПФР будет одновременно контролировать страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
В связи с этим организации обязаны будут сдавать отчетность по формам, утверждаемым Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Декларация по ЕСН, которую организации представляют в налоговые органы, будет упразднена. Последний раз декларации необходимо будет представить в налоговые органы в 2010 году за 2009 год.
В территориальные органы ПФР работодатели будут предоставлять отчетность по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию организации по единой форме — «Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования».
Куда следует обращаться за разъяснениями положений нового Федерального закона. Можно ли использовать разъяснения Минфина России, которые посвящены ЕСН в отношении аналогичных вопросов по начислению страховых взносов?
В соответствии со статьей 1 Федерального закона* в целях единообразного его применения могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством РФ.
Согласно статье 28 Закона*, плательщики страховых взносов вправе получать от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования — Министерство здравоохранения и социального развития РФ, письменные ответы на вопросы, касающиеся законодательства РФ о страховых взносах.
Разъяснения и письма Минфина России по ЕСН в отношении вопросов о начислении и уплате страховых взносов применяться не будут.
Смогут ли работники ПФР списывать средства со счетов плательщика в счет взыскания недоимки? Будет ли право у ПФР блокировать расчетные счета, как сейчас делают налоговики?
В Законе* предусмотрен механизм обеспечения уплаты страховых взносов. За органами ПФР закрепляются полномочия, аналогичные тем, которыми сейчас наделены налоговые органы для взыскания ЕСН и других налогов. Например, взыскивать страховые взносы, пени и штрафы за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика. Но у ПФР не будет полномочий приостанавливать операции по счетам плательщика.
Будет ли ПФР проводить сверки платежей?
Органы ПФР не планируют проводить каких-либо сверок со страхователями в части платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе по задолженности, по состоянию на 31 декабря 2009 года. Данные о задолженности за этот период ПФР будет получать от налоговых органов, и на их основании взыскивать недоимку и пени.
С 2010 года после представления квартальной отчетности по страховым взносам, работники ПФР будут проверять полноту начисления и уплаты страховых взносов в режиме камеральной проверки или в ходе выездной проверки организации.
Как часто будут проводиться выездные проверки в отношении одного страхователя?
Периодичность проведения выездных проверок предусматривается не чаще, чем один раз в три года. Если организация своевременно и в полном объеме уплачивает страховые взносы, органы ПФР могут изменить для нее периодичность выездных проверок.
Как будут оформляться результаты проверки и сможет ли организация представить возражения?
Все процедуры проведения выездной проверки и оформления ее результатов подробно прописаны в Законе*. Предусмотрена также возможность обжалования решений и действий органов контроля за уплатой страховых взносов. Этим вопросам посвящены глава 5 «Контроль за уплатой страховых взносов» Закона и глава 7 «Обжалование актов органов контроля за уплатой страховых взносов и действий (бездействия) их должностных лиц».
В связи с отменой ЕСН территориальные органы ПФР и ФСС должны будут вести учет плательщиков взносов. Надо ли организациям и предпринимателям дополнительно регистрироваться в этих органах? Если да, то в какие сроки? Обособленные подразделения обязаны также регистрироваться в органах ПФР и ФСС?
В соответствии со статьей 6 Закона* организации, их обособленные подразделения и предприниматели, на 1 января 2010 года, стоящие на учете в территориальном органе ПФР и ФСС в качестве страхователей, признаются плательщиками страховых взносов. Дополнительной регистрации не требуется.
От обложения взносами освобождается стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством РФ отдельным категориям работников. Вместе с тем, не упоминаются обучающиеся и воспитанники, о которых говорилось в главе 24 Налогового кодекса. Будут ли на эти категории по-прежнему распространяться льготы?
В статье 9 Закона* изложен исчерпывающий перечень выплат и вознаграждений, на которые не начисляются страховые взносы с 2010 года.
Как будут обстоять дела с теми фирмами и бизнесменами, которые получили отсрочку по ЕСН в части взносов во внебюджетные фонды на период 2010 года?
С 2002 года никаких отсрочек по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период никому не представлялось.
Законом* не предусмотрены отсрочки и по страховым взносам, уплачиваемым с 2010 года (только в случае принятия Федерального закона — пункт 11 части 1 статьи 29 Закона).
Согласно Закону*, сдавать отчеты в ПФР и ФСС необходимо в электронной форме с электронной цифровой подписью тем организациям, среднесписочная численность сотрудников которых превышает 100 человек (в 2010 году). Будет ли нарушением, если компания сдаст отчет на бумаге, если нет возможности установить программное обеспечение по финансовым или техническим причинам?
Требования Закона должны выполняться. За невыполнение Закона предусмотрены штрафные санкции.
Если организация обнаружила ошибки, занижающие базу по взносам на обязательное пенсионное страхование или обязательное медицинское страхование, которые относятся к периоду до 2010 года. Уточненную декларацию по страховым взносам необходимо подавать в налоговую инспекцию или в территориальные органы ПФР?
В указанном случае уточненная декларация представляется в прежнем порядке — в налоговый орган.
-------------------------------------
* Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в ПФР, ФСС, ФФОМС и ТФОМС».