Письмо ФНС от 21.09.2009 № ШС-22-3/730@ о порядке перехода налогоплательщиков на УСН

ФНС сообщила о порядке рассмотрения заявления о переходе на УСН, поданного после установленного законодательством срока (5 дней с даты постановки на учет). В этом случае налоговый орган вправе сообщить о невозможности рассмотрения данного заявления по причине нарушения сроков его подачи, а не направлять уведомление о невозможности применения УСН.


 

Министерство финансов Российской Федерации

Федеральная налоговая служба

ПИСЬМО

от 21 сентября 2009 г. N ШС-22-3/730@



О ПОРЯДКЕ ПЕРЕХОДА
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ



Федеральная налоговая служба в связи с многочисленными обращениями и жалобами налогоплательщиков по поводу неправомерного направления им уведомлений о невозможности применения упрощенной системы налогообложения сообщает следующее.

Пунктом 1 статьи 346.13 НК РФ (далее — Кодекс) установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (жительства) заявление.

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 Кодекса вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 84 Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

Таким образом, заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения носит уведомительный характер.

Положения главы 26.2 Кодекса не предусматривают принятие налоговым органом каких-либо решений по указанному заявлению.

Соответственно, у налогового органа нет оснований для направления налогоплательщику уведомления о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.

В то же время, учитывая заявительный порядок перехода на данный режим налогообложения, в случае, если налогоплательщиком заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения представлено в более поздний срок, чем установлено в вышеуказанных нормах Кодекса, налоговый орган вправе сообщить ему о невозможности рассмотрения данного заявления по причине нарушения сроков его подачи.

Аналогичный подход должен быть и в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей, изъявивших желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога.

В связи с вышеизложенным, а также учитывая, что в настоящее время в Минфин России на согласование направлены проекты приказов ФНС России об утверждении новых форм документов для применения упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не рекомендуется использовать форму N 26.2-2 «Уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения» и форму N 26.2-3 «Уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения».

Доведите данное письмо для руководства нижестоящими налоговыми органами.

Действительный
государственный советник
РФ
2 класса
С.Н.ШУЛЬГИН